В России могут запретить использовать автомобили иностранного производства в такси. Инициативу, принятую в первом чтении Госдумой в начале 2024 года, разработали депутаты-единороссы Андрей Кутепов и Владимир Гутенев. Если законопроект примут, с 1 октября в такси должны будут использоваться машины с «высокой долей российских компонентов» или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), сообщил РБК.
Autonews.ru разобрался, готов ли рынок такси к такому повороту.
Какие машины сейчас работают в такси
По данным доклада Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) по итогам 2024 года, предоставленного Autonews.ru, самой востребованной маркой такси в России стала корейская Kia. В топ-3 вошли Lada и еще один корейский бренд Hyundai.
В десятке также оказались Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
Что касается моделей, то в распоряжении Autonews.ru оказались данные только по Москве. Согласно сведениям МЕФТ, в столице самыми популярными автомобилями такси стали Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio и две Skoda — Octavia и Rapid.
Абсолютное большинство этих машин были локализованы в России в рамках СПИКов, причем еще до 2022 года, когда западные автобренды покинули российский рынок. Исключением стали китайские марки Geely и Chery, у которых, к слову, нет локального производства.
Иными словами, широко известные модели вроде Hyundai Solaris, Kia Rio или Volkswagen Polo подходят под требования поправок. Но речь идет только о машинах, которые выпустили до 2022 года. Однако их ресурс не безграничен.

Какие требования к автомобилям такси
Согласно данным крупнейшего агрегатора «Яндекс Такси», с 8 апреля 2025 года в тарифе «Эконом» или UberX будут допускаться те же Hyundai Solaris, только 2016 года выпуска и младше. То же самое касается других популярных моделей — Kia Rio, Skoda Rapid, Skoda Octavia и Volkswagen Polo. То есть у машин, которые сейчас активно используются в такси, осталось около шести лет до момента, когда их будет нельзя использовать в тарифе «Эконом».
И если выбор автомобиля в тарифах «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+» хотя бы присутствует, то с более высокими классами дела обстоят сложнее. В частности, под требование агрегатора для тарифа Business с учетом возможных поправок будет подходить только один автомобиль — Mercedes-Benz E-Class, производство которого было локализовано в России на заводе в Подмосковье. В требованиях допускается использование такого автомобиля от 2019 года и младше.
Проблему отсутствия локально выпущенных автомобилей премиум-сегмента отметила и председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
«Линейка локализованных автомобилей в настоящее время не предусматривает моделей, подходящих под требования перевозок бизнес-класса, что ставит под угрозу существование этого сегмента рынка», — подчеркнула она.
Общественный совет по развитию такси объединяет руководителей профильных ассоциаций, некоммерческих партнерств и таксомоторных компаний из 74 регионов России. Согласно данным с сайта организации, совет «консультирует коллег» по вопросам налогообложения и транспортного законодательства, налаживает взаимодействие между таксомоторными парками, диспетчерскими и агрегаторами, разрабатывает с партнерами программы по страхованию, лизингу и приобретению автомобилей.
В топовых тарифах Premier и Elite вообще нет ни одного автомобиля, который бы мог подходить под критерии локализации.

Однако в поправке есть важное уточнение: машины в такси должны быть с определенной оценкой уровня локализации или произведенные в рамках СПИКов, заключенных в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Если условия станут актуальными, то под них подойдут только Lada, «Москвич», заключивший такой контракт в 2023 году, а также «Моторинвест» (марки Evolute и Voyah), который попал под требования СПИКа немного ранее — в 2022 году.
Вероятно, под новые требования могут подойти и другие автомобили, которые собирают в России. Например, машины новой марки Rosva Motors, сборка которых совсем недавно началась на бывшем заводе «ПСМА Рус» под Калугой, или авто бренда Tenet, вставшие на конвейер на бывшем заводе Volkswagen.
Как поправки отразятся на работе такси
По мнению Гутенева, концепция СПИКов заслуживает серьезного внимания, поскольку подобные меры создают условия для технологического развития, привлекая не только производителей, которые уже локализовали производство в стране, но и других автопроизводителей. Конкурентоспособные по цене комплектующие делают автомобили доступнее. «Мы будем рассчитывать если не на падение цены, то хотя бы на рост цен ниже уровня инфляции», — сказал депутат.
Зарипова считает, что требование о локализации автомобилей такси приведет к сокращению количества легальных перевозчиков и ухудшению качества и доступности услуг такси для граждан. Соответственно, и к серьезному росту цен.
«Предложенная инициатива не сопровождается необходимыми мерами господдержки. Отсутствие льготных программ и субсидий делает приобретение новых автомобилей неподъемным для многих перевозчиков и самозанятых граждан», — заявила председатель Общественного совета по развитию такси.
В целом же поправки, предложенные в России, по оценкам эксперта, являются довольно «жесткими», если учитывать мировой опыт.
«Наш анализ международного опыта показал, что нигде в мире не применяется столь жесткая мера, как обязательное использование автомобилей исключительно локального производства для такси. В мировой практике распространены иные, более эффективные механизмы, такие как стимулирование через субсидирование или льготное приобретение автомобилей отечественного производства, но мы нигде не встретили прямых ограничений и запретов на использование моделей иностранной сборки», — добавила Зарипова.
