В России с конца 2024 года впервые за долгое время на автомобильном рынке цены на машины поползли вниз. Правда, в большинстве случаев речь идет о дополнительных скидках от производителей и дилеров на нераспроданные автомобили. Впрочем, ситуация может измениться.
Стоки стали меньше
Основная причина снижения цен — затоваривание складов. Таким образом, с помощью дисконта дистрибьюторы и дилеры стремятся избавиться от машин прошлых лет, чтобы освободить место под новые партии. По оценке главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, сейчас на дилерских складах скопилось около 350 тыс. нераспроданных автомобилей 2024 года выпуска. Большинство из них — китайские модели.
«При этом по схеме параллельного импорта автомобили прошлого года пока еще продолжают завозиться», — уточнил эксперт.
По расчетам бывшего президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олега Мосеева, на начало нынешнего года на складах скопилось около 320–350 тыс. нераспроданных китайских машин. Однако к весне 2025 года сток сократился примерно до 280 тыс.
В свою очередь, управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов привел цифры по всем маркам на начало 2025 года. По его данным, на складах у дилеров сохранялось от 600 тыс. до 700 тыс. автомобилей 2024 года выпуска.
«При этом в первом квартале клиентам передали около 250 тыс. машин. Судя по среднемесячным продажам представителей авторетейла — 80 тыс. новых авто, — запаса хватит еще на несколько месяцев с учетом стагнации рынка», — считает эксперт.
Сами дилеры о затоваривании складов говорят очень аккуратно. Заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев в разговоре с Autonews.ru подтвердил наличие такой проблемы, однако точные цифры называть не стал.
«Наши дилерские стоки в настоящий момент не такие большие, как могли бы быть. Нам сейчас нет смысла их держать, потому что они есть у производителя», — подчеркнул он.

Машин осталось до середины лета
Директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров тоже не стал оперировать точными цифрами по затовариванию. Он лишь отметил, что остатки автомобилей на складах варьируются от 1- до 2,5-месячного объема продаж. Причем многое тут зависит от конкретного бренда.
«Мы поддерживаем запас новых автомобилей на уровне 1,2–1,8 месяца продаж. У импортеров объем нереализованных автомобилей, завезенных в прошлом году, выше — от 2 до 4 месяцев продаж», — добавил он.
Примерно такие же сроки называет и директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов. Правда, он сразу предупредил, что ситуация с затовариванием напрямую зависит от автомобильной марки.
«Если говорить про рынок, то есть марки, запас автомобилей которых составляет 7 и даже 10 месяцев. Есть бренды, у которых такой запас гораздо меньше — 1,5–2 месяца. Я говорю сейчас с точки зрения объема у дилеров и ввезенных автомобилей, еще не распределенных дистрибьюторами. Что касается дилеров, то самый максимальный объем складов — 3,5 месяца, а самый минимальный по некоторым брендам — меньше месяца», — рассказывает он.
Сергей Целиков придерживается менее оптимистичного прогноза. Он считает, что полностью в течение года распродать «старые» автомобили дилеры не смогут. Эксперт напомнил, что даже сейчас встречаются автомобили 2023 года выпуска (3–4%). Однако, по прогнозам аналитика, основной прошлогодний сток (~80%) уйдет примерно к середине лета.
Олег Мосеев свой прогноз строит на основе того, что апрельские продажи новых автомобилей в России будут лучше показателей марта. Однако даже в случае наращивания реализации машин полностью освободить склады от моделей предыдущих лет потребует достаточно продолжительного времени.
«Первые недели апреля внушают осторожный оптимизм, что мы постепенно придем к планке в 100 тыс. проданных автомобилей в месяц. Из них примерно 55–57 тыс. машин будут китайских марок. Таким образом, сегодняшних стоков таких автомобилей хватит примерно на 5 месяцев», — говорит эксперт.