В Генпрокуратуре России заявили о необходимости создания единой базы автомобилистов, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. Речь идет, в частности, о таких заболеваниях, как алкоголизм и наркомания, а также хронических и затяжных психических расстройствах.
Сейчас водители с такими диагнозами продолжают массово выезжать на дороги. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал официальный представитель ведомства Александр Куренной.
С января 2017 г. по октябрь 2018 г. включительно только по искам прокуратуры более 20 тыс. таких водителей лишили прав. Все они в силу медицинских показаний потеряли право садиться за руль, но ВУ решили не сдавать. В среднем ежегодно сотрудники прокуратуры выявляют примерно по 10 тыс. таких нарушений.
К примеру, в Чувашии в первом полугодии 2018 г. прокуратура предъявила в суды 67 исковых заявлений о прекращении права на управление транспортными средствами в отношении лиц с диагнозами «алкоголизм» и «наркомания». В Москве таких случаев насчитали уже 145.
В лидерах Челябинск — там в текущем году в суды направили 227 исковых заявлений этой категории, причем были и довольно необычные случаи. Например, житель Челябинска, профессиональный водитель, в мае 2015 г. получил права, а в ноябре уже встал на учет с диагнозом «опийная наркомания». А в Чебоксарах суд по представлению прокуратуры лишил прав водителя, который имел право управления транспортными средствами категорий A, A1, B, B1, C, C1, D, D1, M и при этом страдал от синдрома зависимости от опиоидов.
«Человек получает права на 10 лет, за это время у него могут проявиться серьезные медпротивопоказания к управлению ТС, — уточнил Куренной. — Это не означает, что за это время он станет наркоманом или алкоголиком. Других диагнозов, при которых вождение ТС запрещено, достаточно. Выявление таких автомобилистов пока происходит вручную: прокуроры выезжают в медучреждения — психдиспансеры или наркологические диспансеры, в органы ГИБДД и сверяют картотеки. Можно представить, какая это работа: базы постоянно пополняются — если в крупных городах России такие базы электронные, то в регионах это могут быть обычные бумажные карточки».
Сотрудники прокуратуры действуют на основании ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Исковые требования о прекращении права управления транспортными средствами подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, что значительно ускоряет процедуру рассмотрения.
Прокурорские проверки ежегодно показывают, что не всегда медицинские учреждения надлежащим образом выполняют обязанности по учету наркозависимых лиц и контролю по выдаче медицинских справок. Причем иногда в регионах автомобилисты пользуются незнанием законодательства задействованных в схеме выдачи прав специалистов.
Автомобилисты обязаны получать справки о том, что не стоят на учете в наркологическом и психдиспансере, только по месту жительства. Некоторые водители намеренно хитрят: обращаются за такими справками в больницы в других районах города и получают нужные документы. Принимать их в отделениях ГИБДД права не имеют (как и выдавать в других медучреждениях), но иногда, как говорят в Генпрокуратуре, там допускают такие ошибки и оформляют права.
Кроме того, большой проблемой остается противоправная информация о реализации поддельных медицинских документов, необходимых для получения и замены водительских удостоверений, без прохождения медицинского освидетельствования, которая распространяется в интернете. Такие сайты по требованию прокуроров массово блокируются.
Корнем всех проблем в Генпрокуратуре назвали отсутствие единой базы, которая содержала бы данные о таких водителях. Ее разработку ранее в ведомстве не раз предлагали взять на себя Минздраву России. Кроме того, недавно в МВД России также представили свой проект поправок в закон «О безопасности дорожного движения», а также в КоАП, предполагающий доступ к информации Минздрава об автомобилистах, которые не имеют права садиться за руль по медицинским показаниям.
«Коллеги из ГИБДД уже пошли нам навстречу, они с нами согласны. Но пока эти предложения только на бумаге: и в МВД, и в Генпрокуратуре ждут реакции от Минздрава. Конечно, всем нам тогда было бы проще работать. Технически осуществить такую задачу не так сложно. Так, если человек вносится в реестр наркодиспансера, то в системе ГИБДД в этот момент должно высвечиваться оповещение о необходимости запуска процедуры лишения прав. Что тоже просто — при первой проверке на дороге у автомобилиста сразу же изымут ВУ. Сейчас мяч на стороне Минздрава, ждем их ответной реакции», — сказал Куренной.
Создание актуальной базы упростит работу МВД — сократится количество бюрократии, а проверять достоверность выданных водителям справок станет проще, считает психиатр-нарколог Александр Ковтун. Кроме того, по его мнению, будет удобнее и самим гражданам: сотрудники МВД смогут оперативно обращаться к базе, вместо того чтобы требовать у водителей справки из диспансеров, на получение которых может уйти целый день.
«Иногда люди, которые проживают в одном регионе, а прописаны в другом, вынуждены тратить время и деньги на проезд по месту регистрации, чтобы получить такие справки», — отметил Ковтун.
Autonews.ru 1 ноября направил соответствующий запрос в Минздрав, где ответили, что комментарии будут даны после детального рассмотрения законопроекта ведомством, — ответ до сих пор не поступил. Ранее в Минздраве заявляли, что сведения, которые предполагается предоставлять органам внутренних дел в рамках информационного межведомственного взаимодействия, согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» составляют врачебную тайну. При этом сотрудники полиции могут запрашивать соответствующие сведения в рамках закона «О полиции» — ответ на них должен приходить в течение месяца.