Ввоз автомобилей из Японии в нашу страну стал сложнее после новых санкций США. Эту информацию Autonews.ru подтвердили ряд крупных игроков на российском рынке. Дело в том, что под очередные ограничения попали крупные банки, через которые с помощью SWIFT-переводов шла оплата машин из Японии, ввозившихся в страну по параллельному импорту. Впрочем, как выяснилось, выходы из ситуации есть.
«Поводов для паники нет»
По словам руководителя отдела маркетинга ГК «Япония-Трейд» Дарьи Саморуковой, самостоятельно приобрести автомобиль из Японии российскому владельцу сейчас практически невозможно. Поэтому клиенты вынуждены обращаться к фирмам — агентам по привозу машин из этой страны. Именно они берут на себя решение всех проблем, связанных с переводом денег и доставкой моделей.
При этом Саморукова подчеркнула, что паниковать по поводу санкций, затронувших, в частности, Примсоцбанк, ББР, Примтеркомбанк, не стоит.
«Еще остаются региональные банки, которые предоставляют услугу по SWIFT-переводам за границу. Причем те, что не предоставляют или не попали под санкции, в скором времени наверняка будут это делать», — отметила она.
С ней согласен руководитель отдела продаж «СпецАвтоТрейд» Глеб Шнайдер. По словам эксперта, из-за санкций на SWIFT-переводы усложнится способ оплаты за границу, но есть некоторые банки, которые по-прежнему проводят такие операции.
Также эксперт отметил, что есть и другие обходные пути оплаты и доставки санкционных автомобилей. Например, через третьи страны. Такой способ приобретения машин он назвал «протоптанной дорожкой».
«Время и деньги клиента — вот чем приходится платить за такое удовольствие. Как альтернатива — Китай, который предлагает огромное разнообразие автомобилей по более-менее приемлемой цене», — заявил Шнайдер.
В свою очередь, Саморукова отметила, что сейчас все большую популярность набирают некие «альтернативные способы оплаты». Она заявила, что это неплохая замена классическим банковским переводам за границу, со своими преимуществами и недостатками. Однако в подробности этих методов она вдаваться не стала.
Проблем хватало и раньше
Саморукова напомнила, что и до наложения новых санкций проблемы с переводами были. По ее словам, в небольших городах операционисты могли просто отказать в услуге из-за отсутствия должной компетенции. Однако сейчас все компании, наоборот, стремятся сервис предоставить, и как можно качественнее. Правда, лишь в том случае, если такая возможность есть.
Шнайдер также считает, что общая ситуация в сегменте автомобилей под заказ в целом ничем не отличается от временного промежутка 2021–2023 годов. По его словам, изменения, которые касаются такого рода деятельности, всегда сопряжены с запретами и иными ужесточениями условий.
Он отметил, что ограничения могут быть внешними и внутренними. Например, к последним относится недавно повышенный утильсбор. По его словам, для обычного человека это означает одно — нельзя продать автомобиль раньше, чем через год после «растаможки».
«Как это повлияло на такие компании, как мы? Почти никак, ведь аргументов против такого способа приобретения не прибавилось, за исключением чрезвычайных ситуаций, которые обязуют продать автомобиль ранее чем через год», — заметил он.
Гораздо больше проблем продавцам, по словам Шнайдера, доставили санкции со стороны Японии. Он отметил, что из-за этого способ получения автомобиля усложнился, а услуга ожидаемо стала дороже.
«Теперь меньше автомобилей ввозится из категории санкционных», — резюмировал он.
Готовность к новым ужесточениям
Саморукова не исключает, что ситуация с привозом машин из Японии может ухудшиться. По ее словам, игроки готовы к дальнейшим ужесточениям. Эксперт напомнила, что летом прошлого года Япония ввела запрет на поставки любых автомобилей с двигателем объемом больше 1,9 л, а также гибридов и электрокаров. Однако продавцы и покупатели смогли в кратчайшие сроки адаптироваться к этим ограничениям.
«В результате спрос не то что не снизился, а, наоборот, даже увеличился», — утверждает Саморукова.
В свою очередь, Шнайдер отметил, что решить проблему с запретами невозможно. Но подчеркнул, что сильного влияния новые ограничения пока не оказали.
Послабления все же есть
Однако на общем негативном фоне прослеживаются и положительные тенденции. Так, в ноябре Япония пошла на послабление ограничений и разрешила экспортировать в Россию некоторые гибриды. Впрочем, тут есть нюанс: двигатель, который входит в состав силовой установки, не должен превышать объем 1,9 л. Даже с такими ограничениями это решение дает клиентам достаточно широкий выбор при покупке машин с «мягким» гибридом. В их число, к примеру, входят Suzuki Swift, Honda Fit, Mitsubishi Delica и многие другие.
Дарья Саморукова скептически смотрит на перспективы этих моделей на нашем рынке. По ее словам, такие машины не пользовались огромным спросом и до введения ограничений. Никакого всплеска интереса к ним не возникло в России и после разрешения на экспорт.
«Это небольшие маломощные автомобили, которые можно приобрести и с обычным двигателем, без лишних заморочек», — объяснила она.