ицо охранника опасно краснеет и стремительно приближается к цвету автомобиля. Полусонное существование в будке с мониторами под угрозой – Bajaj Qute шириной 1,3 метра легко протискивается между стеной и шлагбаумом. Индийский карлик легко встает поперек парковочного кармана и проезжающий водитель паркона смотрит на него явным недовольством: регистрационный номер на машине закреплен только сзади. Qute, несмотря на четыре колеса и вполне автомобильный кузов с четырьмя дверями и круглый руль, по документам проходит как «мотороллер с коляской».
В основном неказистый «Бажаж» вызывает удивление и радость. Прохожие, заслышав тарахтение, тычут пальцами смеются, фотографируют. Поднимает брови солидный господин на переднем сиденье черной BMW 7-Series. Блондинка в строгом пиджаке недовольно сигналит, когда я пытаюсь протиснуться перед ней, но после предложения прокатиться на чуде индийского автопрома улыбается и оставляет свою визитку.
Bajaj в свою очередь запустил кампанию с хештегом #FreeTheQute доказывая, что их новая модель намного безопаснее, чем моторикши и даже некоторые автомобили. Они специально проводили тесты на опрокидываемость и даже на прочность панелей крыши, бросая на нее камни. Он ссылался на европейскую статистику, где подобные транспортные средства редко фигурируют в статистике ДТП. «Не каждое четвероногое животное – лев», – гласила реклама. Дальнейшая судьба Qute на местном рынке все еще в руках Верховного суда.
Производство Qute все же началось в октябре прошлого года, и за шесть месяцев на экспорт было поставлено четыре сотни машин. Сейчас квадрицикл продается в двух десятках стран, среди которых не только Турция, Перу, Гватемала, Индонезия, Сомали, Гана, Судан, но и некоторые европейские страны и даже, если верить официальному пресс-релизу, США.
ForTwo, треть
«Гранты» и целый
Bajaj Qute
дивительно, но в машину длиной менее трех метров могут поместиться четверо пассажиров. Сидеть им придется на жестких стульях с короткими спинками, но каждый снабжен ремнем безопасности, а места для ног и голов вполне достаточно. Поклажу, помимо, переднего отсека и багажника на крыше можно распихать по салону – отсеки есть в накладках дверей, за спинками второго ряда, под передними сиденьями.
Под треск установленного в корме одноцилиндрового моторчика объемом чуть больше 200 кубиков понимаешь, что мотоциклетные гены здесь доминируют. Алгоритм переключения коробки хорошо знаком обладателю категории A: сразу с пятой перейти на нейтралку нельзя, нужно последовательно перещелкать торчащим из панели рычагом все ступени, сверху вниз. Наконец, в крутом повороте Qute может встать на два колеса.
Три человека, упираясь в багажник, легко наклоняют Qute весом всего 400 кило – чтобы поменять колесо, необязательно пользоваться домкратом. Усилий двух человек достаточно, чтобы перекатить автомобильчик с места на место, хотя вряд ли припаркованный Qute способен кому-то помешать. Руль при выключенном зажигании не блокируется, удобно и расположение ручника слева от водительского сиденья – чтобы дотянуться, необязательно открывать дверь.
Попасть внутрь – проще простого, двери здесь запираются изнутри на защелки. Роль боковых стекол здесь прозрачная пленка на молнии – в жарком климате на машине без кондиционера особого смысла в них нет. Нужно открыть машину – чуть расстегнул молнию и просунул руку внутрь. При этом передний багажник и два бардачка на передней панели снабжены замками.
Красть здесь нечего, разве магнитолу – это самая роскошная опция машины, есть даже слот под карту памяти и пульт дистанционного управления. Впрочем, толку от аудиосистемы мало – здесь нет даже намека на звукоизоляцию. У самого дешевого индийского автомобиля нет печки и тахометра, не говоря уже о подушках безопасности. Отсутствует и ABS, хотя усилия четырех барабанных тормозов вполне хватает, чтобы остановить легкий Qute.
Три с половиной метра – столько нужно Qute, чтобы развернуться, – это ширина стандартной полосы в Москве до того, как городские власти принялись их сужать. Проблема с обзорностью есть только справа – через выпуклое, с ручным управлением зеркальце мало что разглядишь. Если прижиматься вплотную, то лучше левым бортом, а выходить через правую пассажирскую дверь.
ForTwo, треть
«Гранты» и целый
Bajaj Qute
бензина
Qute. Этого должно
хватить на 388
километров
Bajaj Qute,
чтобы совершить
разворот
в один прием
Клиренс в 170 мм под защитой мотора позволяет запрыгивать на бордюры, хотя слишком высокие могут оказаться для машины непреодолимым препятствием. Первая передача здесь специально сделана короткой, но поймав диагональное вывешивание, квадрицикл останавливается. Разбитого асфальта, дорожных стыков подвеска машины не любит, крохотные 12-дюймовые колесики жестко отрабатывают даже небольшие неровности.
Как поведут себя целлофановые «окна» в дождь – остается только гадать, пока же я плавлюсь от жары в пробке и все они скатаны в рулоны и закреплены ремешками. Нагревается машина очень сильно, толку от маломощного вентилятора нет, единственная возможность хотя бы немного охладить салон, это двигаться. Иногда удается протиснуться в междурядье, проскочить по суженной перманентный ремонтом полосе, поехать на стрелку, а затем прижаться левее, у стоп-линии. Наконец, есть выделенка, на которой Bajaj с одним задним номерным знаком, недосягаем для камер. Извините, простите, я не наглый, я просто выживаю? Где же здесь аварийка…
Bajaj Qute,
чтобы совершить
разворот
в один прием
Объем бака здесь всего 8 литров и, чтобы заправиться под крышку, достаточно 300 рублей. На одном литре квадрицикл способен проехать 36 км, то есть на 100 км пробега машина потребляет менее трех литров. На деле расход выше, так как двигатель приходится постоянно крутить.
Наклейка над лобовым стеклом рекомендует переключаться на пятую передачу уже при 30-40 км/ч. После 60-ти салон оглушительным наполняется ревом, свистом. Удивительно, что короткий и высокий автомобиль, несмотря на колеи и порывы ветра, неплохо держит прямую. Максимальная скорость, на которую способеsн Qute с одним пассажиром – около 75 км/ч по спидометру, после чего 13-сильный мотор повисает на осечке. А этого все равно недостаточно, чтобы держаться в потоке – большинство водителей едет с превышением разрешенной скорости на 10-20 километров в час.
звезда
Bajaj Qute в
краш-тестах
На МКАДе двигаюсь в двух крайних рядах вместе с грузовиками, которые то и дело обгоняют несущийся на пределе возможностей «Бажаж»». Порывы ветра от проезжающей фуры ощутимо раскачивают кузов и вызывают в салоне настоящую бурю, которая уносит лист с планом съемок и визитку блондинки в строгом костюме.
В краш-тестах Euro NCAP Bajaj Qute получил только одну звезду из пяти. При фронтальном ударе манекен ударился головой и грудью о руль, в результате автомобиль получил только 4 балла из 16. Боковой удар машина выдержала чуть лучше – 6 баллов из 16 – но водительская дверь сорвалась с петель.
Результат Qute по европейским меркам – не самый худший. Лучший результат в категории тяжелых квадрициклов, к которым относится и Bajaj, – это две звезды у Renault Twizy. За фронтальный удар французский электромобиль получил шесть баллов, за боковой – семь. Причем, для подобных ему машин Euro NCAP применяет более щадящие правила: разгоняет их всего до 50 км/ч, бьет о барьер без перекрытия и оценивает только безопасность передних пассажиров.
Bajaj – далеко не первый производитель, стремящийся создать самоходный «саквояж», еще не автомобиль, но уже не мотоцикл. В СССР, например, мотоколяски массово выпускал Серпуховский автомобильный завод, пока не переключился на «Оку». основными потребителями таких микрокаров были инвалиды, которые получали личный транспорт через органы соцобеспечения с различными льготами. В Европе с дорогим бензином, высокими налогами и тесными улочками микрокары были более востребованы, их создавали и никому неизвестные фирмочки, и производители с именем вроде Allard или Voisin. Успеха добились единицы, к примеру BMW Isetta. В крупнейшей коллекции Брюса Вайнера, частью которой сейчас владеет российская мастерская «Камышмаш», собрано несколько десятков родичей Bajaj Qute. В основном они рассчитаны на двух пассажиров, иногда сидящих друг за другом. У большинства микрокаров органы управления совершенно инопланетные, который из рычажков отвечает за переключения передач, который за пуск мотора, а которых из них ручник – непонятно. В сравнении со страшно неудобными предками Bajaj привычен в управлении и превосходит их по вместимости, недаром рассчитан на перенаселенную Индию.
Англичане добавили в сюжет и микроавтомобилях высокий градус безумия, как умеют только они. Так, крохотный остров Мэн с трехногим гербом стал родиной самого маленького серийного автомобиля – Peel P50, созданного под лозунгом «дешевле, чем пешком».
Не успев сделать и полсотни одноглазых и одноместных уродцев, идеолог мэнского автомобилестроения Сирил Кеннэл запустил еще более странно средство передвижения – двухместный Trident. Прозрачный полукруглый колпак делает его похожим на пришельца из фильма «Марс атакует». Кузов состоит всего из двух стеклопластиковых половин, садишься в нижнее «корытце», откинув верхнуюю часть вместе с прозрачным колпаком. Внутри страшно тесно и жарко – вентиляционная прорезь в боковине кузова закрытая хлипкой форточкой совершенно не спасает. От тонких виниловых креслиц наклеенных прямо на кузов моментально потеет спина, а к раскаленному железному рулю с одной спицей не прикоснуться.
Педали и ручки крохотные словно игрушечные, хорошо здесь стоит вариатор и не нужно переключать передачи. Зато Trident очень маленький – меньше двух метров в длину, маневренный и легкий. Он может развернуться практически на месте, а если сломается, один человек легко поднимет его за корму и укатит прочь.
Владелец крупной автомастерской в Париже Робер Эннюа придумал, как разом решить две «беды» послевоенной Франции: высокие налоги на мощность двигателя и сложности с парковкой в крупных городах. Он сконструировал очень узкий микрокар Reyonnah с мотоциклетным мотором, развивавшем 8,5 л.с., таким образом, налоговая мощность составляла всего 1 лошадиную силу, вдове меньше, чем у крохотного Citroen 2CV. Название машины – это фамилия создателя, написанная в обратном порядке: Hannoyer.
Передняя колея Reyonnah была вдвое шире задней, что обеспечивало устойчивость. Но на парковке она складывалась, стоило приподнять машину за переднюю часть: рычаги подвески вставали перпендикулярно земле и колеса прятались под кузов. В результате ширина автомобиля сокращалась со 145 до 75 см, то есть на месте одного Citroen 2CV, можно было припарковать сразу две Reyonnah. Стопора в парковочном положении не было, стоило потянуть микрокар на себя, как подвеска раскладывалась под тяжестью кузова. Еще одна необычная особенность микрокара – довольно большие колеса от Simca 5/Fiat Topolino.
Робер Эннюа выставлял свою машину на нескольких Парижских автосалонах и конкурсах элегантности, но производство ограничилось дюжиной машин, на одной из них ездил сам конструктор. Reyonnah оказалась слишком тесной и неудобной, и была двухместной только формально. Кроме того, у первых экземпляров даже не было крыши. И главное, чтобы поднять машину в парковочное положение, нужно было обладать приличной физической силой.
Итальянская фирма Iso SpA специализировалась, помимо прочего, на выпуске холодильников, вероятно, поэтому у микрокара Isetta единственная дверь находилась спереди, совсем как у холодильника. Такая конструкция позволяла припарковать крохотный автомобиль в кармане шириной полтора метра, но при столкновении была небезопасна. Руль при открывании двери сдвигался на шарнире в бок и открывал проход на тесный диван, с трудом вмещавшим двоих пассажиров.
Итальянцы быстро охладели к машине, но в 1955 году лицензию и оснастку для производства машины выкупила BMW, после Второй мировой испытывавшая серьезные сложности. Немецкий производитель изначально внес в конструкцию итальянского прототипа множество изменений и продолжала модернизировать машину и дальше. Объем двигателя вырос с 250 до 300 кубиков, для лучшее устойчивости одно ведущее колесо сзади заменили двумя, боковые стекла стали прямыми, со сдвижными форточками. В 1957 году началось производство более мощной четырехместной верси 600 с широкой задней колеей.
Isetta стала автомобилем, который спас BMW и одним из самых массовых микрокаров – за шесть лет было выпущено более 160 000 штук. Машину также производили во Франции Бельгии, Великобритании, Бразилии. За круглую форму кузова Isetta и ей подобные получила прозвище bubble-car – пузыремобиль, а в Бразилии ее назвали huevito – яичко.
После Второй мировой войны авиационный инженер Фриц Фендт предложил своему бывшему работодателю Вили Мессершмитту заняться выпуском «кабиненроллеров» – мотороллеров с кабиной. В то время компании Messerschmitt было запрещено выпускать самолеты и подобный гражданский заказ смог бы загрузить один из авиационных заводов.
Фриц Фенд был известен неказистыми трициклами Flitzer для инвалидов, но на этот раз он сконструировал эффектный микрокар с низким центром тяжести и драйверской управляемостью, внешне напоминавший поставленную на три колеса кабину истребителя. Пассажиры сидели друг за другом под плексигласовым чехлом, а водитель управлял машиной с помощью штурвала. В 1956 году Messerschmitt снова получил возможность выпускать самолеты и охладел к микрокарам, но завод в Регенбурге под руководством Фрица Фенда продолжил выпуск трехколесных моделей, а позже под новой маркой FMR разработал четырехколесную с более мощным мотором. Благодаря аббревиатуре TG, микрокар получил неофициальное прозвище Tiger (Тигр), хотя она расшифровывалась как Tourenfahrzeug-Gelandesport – спортивный автомобиль для пересеченной местности.
Стоимость TG500 была сопоставима со спортивным автомобилем, при этом до 100 км/ч он разгонялся за долгих 28 секунд. Поэтому выпуск четырехколесных машин ограничился тремя сотнями экземпляров.
одноцилиндрового
мотора. Москвич
заплатит за Qute
менее 100 рублей
налога
ля того, чтобы сесть за руль Qute, не нужно идти в мотошколу, достаточно открытой категории B1. Ее может получить любой обладатель легковых прав при замене водительского удостоверения на новое. Транспортный налог на Bajaj – менее 100 рублей. Но будучи по документам мотоциклом, Qute не имеет парковочных льгот. Как объяснили ГКУ «АМПП», бесплатно в Москве можно парковать только двухколеcные транспортные средства.
В России цена Bajaj оказалась выше обещанных двух тысяч долларов, дистрибьютор жалуется на проблемы с логистикой и утверждает, что дешевле 330 тысяч рублей машину продавать невыгодно. Примерно за ту же сумму уже можно приобрести полноценный автомобиль, пусть и в базовой комплектации Daewoo/Ravon Matiz, Lada Granta или Priora.
В России Qute вряд ли будет пользоваться большим спросом в качестве частного транспорта. Другое дело коммерсанты, которых могут привлечь низкие расходы на топливо и обслуживание. По данным дистрибьютора индийской марки, что к машине есть интерес к машине со стороны пиццерий, одна уже заказала восемь машин. В том случае если российский рынок покинет Daewoo/Ravon Matiz, шансы индийского микрокара серьезно возрастают. Для холодов Qute оснастили боковым остеклением со сдвижными форточками в передних дверях и печкой. Но если я захочу гавайскую пиццу в середине января, сможет ли прорваться ко мне через метель и полуметровые сугробы маленький Bajaj? Вопрос.
Bajaj Qute можно рассматривать в качестве транспорта для закрытых территорий – гостиниц, крупных предприятий. Его закрытый кузов – весомое преимущество перед традиционными гольфкарами, и цена на их фоне выглядит вполне привлекательно. В бюджетном сегменте игроков немного, например, российский «Гердакар», причем он предлагает помимо бензиновой, электрическую версию, а у Bajaj Qute на «батарейках» пока не предлагают.
одноцилиндрового
мотора. Москвич
заплатит за Qute
менее 100 рублей
налога