Карьерный тупик: где окажется Даниил Квят в 2017 году
До конца сезона Формулы-1 осталось всего четыре гонки, а судьба единственного российского гонщика в чемпионате мира Даниила Квята до сих пор не решена. Нынешний работодатель уфимского спортсмена успел продлить контракты со всеми напарниками Квята: Дэниел Риккардо, Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс-младший сохранят свои места призовых пилотов в 2017 году. Промедление с Квятом показательно: если партнеры Даниила превосходно проявили себя и очевидно заслужили право продолжить выступления в Формуле-1, то сам россиянин на продление не наработал. По крайней мере, так пока считают в Red Bull. Прямо сейчас карьера Квята приближается к тупику. Autonews.ru разбирается в том, что ждет российского гонщика в новом сезоне.
Слухи о двухлетнем контракте
Октябрь начался со слухов о возможном контракте Квята с Red Bull. Слух запустил венесуэльский автомобильный сайт Guiamotor: со ссылкой на неназванные источники южноамериканское издание написало, что команда якобы предложила пилоту двухлетнее соглашение. В той же заметке было сказано, что у Red Bull уже есть предварительный договор на 2017 г. с Пьером Гасли – еще одним пилотом, который входит в программу поддержки молодых пилотов австрийской компании. Француз должен получить место основного гонщика Scuderia Toro Rosso, молодежного коллектива Red Bull в Формуле-1, если выиграет международное первенство GP2. За один этап до конца сезона Гасли занимает в нем второе место с минимальным отрывом от лидера – собственного партнера по команде Антонио Джовинацци.
На основе этой публикации российские СМИ сделали вывод, что Квят должен остаться в принадлежащей Red Bull команде Формулы-1, однако в изначальной новости об этом не говорилось. Словосочетание «двухлетний контракт с Red Bull» может означать все, что угодно – в том числе выступления в цветах Red Bull в другом чемпионате, должность резервного гонщика с работой на симуляторе или роль «после бренда», которому иногда дают порулить позапрошлогодним болидом на демонстрационных заездах.
Примеров подобного сотрудничества накопилось достаточно. Так, бывший призовой пилот Scuderia Toro Rosso Себастьен Буэми, который провел в Формуле-1 три полных сезона и был напарником Себастьяна Феттеля, потерял место основного гонщика после сезона-2011, но не покинул компанию Red Bull, а занялся «черновой» работой по настройке шасси и проверке технических новинок на базе команды. Параллельно Буэми выступает в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) и в электрической Формуле-Е. Если сообщения Guiamotor правдивы, Квята ожидает что-то похожее.
Логика Red Bull
Своим дебютом в Формуле-1 Даниил Квят обязан производителю энергетических напитков Red Bull. Сначала австрийская компания оплачивала все расходы на выступления россиянина в молодежных гоночных сериях, а затем приняла непопулярное на тот момент решение перевести пилота в Формулу-1 из юниорского первенства GP3 – через голову другого своего протеже, Антонио Феликса да Кошты. Дело в том, что на протяжении многих лет Red Bull выстраивает целую систему, в которой молодые гонщики имеют возможность проходить через серьезные чемпионаты и в случае успеха дебютировать в Формуле-1.
Разумеется, переход в чемпионат мира никому не гарантирован: все зависит от успехов пилота, а также от того, что об этом думает Хельмут Марко – экс-пилот Формулы-1, который принимает все ключевые решения по пилотам Red Bull. Австриец считается сторонником максимально жесткого подхода, который можно охарактеризовать как «ставь перед гонщиком самую сложную задачу – и чемпион обязательно справится».
Завышенные требования сломали многих: вылететь из программы Red Bull очень легко. Зато те, кто добрались до вершины, добиваются выдающихся успехов: это четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель, а также действующие гонщики Red Bull Racing Дэниел Риккардо и Макс Ферстаппен.
Впрочем, самое главное правило программы поддержки Red Bull Хельмут Марко сформулировал лично: «Никаких правил». Пилот может выиграть титул в молодежной серии, а затем его выбросят из программы, а может всю карьеру полагаться только на себя, стать состоявшимся пилотом без помощи Red Bull, а затем попасть в программу наравне с теми, кого компания вела по молодежным сериям с детского возраста. Red Bull даже может «тасовать» своих пилотов между командами: так произошло весной этого года, когда после четырех гонок в составе основного коллектива Red Bull Racing Даниила Квята перевели в молодежную конюшню Scuderia Toro Rosso.
Причина в том, что Хельмут Марко дотошно следит за каждым аспектом работы своих пилотов и не забывает ни одной важной детали: в своих интервью австриец умудряется вспоминать такие моменты, о которых не помнят не только болельщики, но даже сами пилоты. При этом Марко ни на секунду не забывает, что его работодателем остается Red Bull, а значит главная задача – успех команды. Интересы гонщика здесь не учитываются: пилот интересен Хельмуту до тех пор, пока он может приносить результат для Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso.
Конкуренты Квята
Главные соперники Даниила Квята – это его коллеги по программе Red Bull. Не только те, кто уже добрался до Формулы-1, но и те, кто находится на подступах к чемпионату мира. В данный момент это один из лидеров первенства GP2 20-летний Пьер Гасли, 18-летний участник европейской серии Формулы-3 Сержио Сетте Камара и 15-летний чемпион североевропейской Формулы-4 Рихард Вершор. Каждый из них понимает, что в случае успешных выступлений доктор Марко может посадить их на место Квята в Формуле-1.
К концу 2016 г. на вершине «карьерной пирамиды» Red Bull оказался Гасли. Француз метеором пронесся через ключевые молодежные чемпионаты, выиграл множество заездов, но, что еще важнее, демонстрировал умопомрачительные результаты вроде квалификационных рекордов с нереалистично большим отрывом от соперников или отчаянных обгонов, которые казались невыполнимыми. Такие достижения важны для доктора Марко: австриец замечает не только чистый результат, но и то, в каких условиях он был добыт. И здесь у Гасли сложилась неоднозначная репутация. Блестящие гонки он чередует с нелепыми ошибками или просто невнятной ездой. Это позволяет Пьеру претендовать на титул в GP2, но лидерство в общем зачете он уже упустил – и это тревожный звонок для француза.
Европейская пресса активно муссирует тему замены Квята на Гасли в следующем сезоне: такой шаг выглядит абсолютно оправданным, ведь Квят уже не оправдал ожиданий Red Bull (иначе Даниила не перевели бы в молодежную Toro Rosso), а Гасли уже проявил себя быстрым пилотом. Однако Red Bull известен своими нелогичными решениями, так что пока контракт не подписан, возможны самые фантастичные варианты. К примеру, замена и Квята, и Гасли на Антонио Джовинацци – итальянского вундеркинда, который лидирует в чемпионате GP2 в год дебюта. Спортсмен попал в эту серию во-многом случайно: у пилота нет солидной спонсорской поддержки, а потому «формульная» карьера Джовинацци могла закончиться еще год назад – у Антонио не было денег на GP2 и он начал присматриваться к кузовному первенству DTM. Вместо этого итальянцу выпал счастливый билет в виде команды Prema, которой не нужны спонсоры – конюшня принадлежит мультимиллиардеру Лоренсу Строллу, который формирует из нее чемпионский коллектив ради своего сына, гонщика Лэнса Стролла. С таким подходом команда искала не богатейшего (как это обычно происходит в GP2), а быстрейшего пилота – и наняла Джовинацци.
Теперь Антонио опережает Гасли на семь очков и имеет все шансы стать четвертым гонщиком в истории GP2, которому удалось покорить самый сложный и престижный молодежный чемпионат в мире с первой попытки. Трое первых – Нико Росберг, Льюис Хэмилтон и Нико Хюлькенберг.
Уволить Квята и Гасли, а затем нанять Джовинации – такой шаг совершенно не вписывается в корпоративные стандарты крупной компании, но легко укладывается в логику Хельмута Марко, который любит сталкивать гонщиков лбами и не боится принимать рискованные решения. Не забывайте, именно Марко предоставил болид Формулы-1 Максу Ферстаппену, когда тому не было и 17 лет. Сейчас Макс – победитель Гран-при.
Почему Квята заменят
Прямо сейчас Гасли и Джовинацци кажутся более подходящими вариантами для Toro Rosso, чем Квят. Во-первых, Даниил уже показал, на что способен – и результат оказался хуже, чем у Риккардо, Ферстаппена и Сайнса. Проигрыш последнему особенно обиден: перед переходом Даниила в Toro Rosso журналисты рассуждали о том, сможет ли россиянин разгромить испанца или просто ненамного его превзойдет. Вместо этого Квят уступал напарнику и в гонках, и в квалификациях – тренд изменился только на Гран-при Сингапура, когда позади остались две трети сезона. Гасли и Джовинацци еще не участвовали в Формуле-1, а значит, хотя бы в теории способны оказаться быстрее Квята и Сайнса.
Во-вторых, у Даниила существенные проблемы со стабильностью выступлений. «У Даниила определенно есть чистая скорость, – рассказал в интервью сайту Crash Дэниел Риккардо, победитель четырех Гран-при, экс-напарник Квята и человек, превзошедший Себастьяна Феттеля на равной машине. – Даниил умеет водить гоночную машину, но у него возникают сложности с тем, чтобы делать это на одном и том же уровне изо дня в день, неделя за неделей. Когда ему комфортно за рулем, он может многое – но в этом году ему было крайне сложно обрести этот комфорт».
Турнирная таблица сезона-2016 – наглядная иллюстрация слов Риккардо. Блестящие гонки (например, Китае и Сингапуре) Квята чередуются с провальными – результаты трех других пилотов Red Bull, Риккардо, Ферстаппена и Сайнса, оказываются куда более стабильными и предсказуемыми.
Гоночный опыт в данном случае не играет никакой роли. Red Bull содержит Scuderia Toro Rosso не для результатов, а для «обкатки» дебютантов в боевых условиях. Опыт здесь ни к чему – от команды не требуют подиумов и не ждут быстрого прогресса; единственная задача Toro Rosso – обеспечить новичкам машину для выступлений.
Варианты продолжения карьеры
«Формульная» реальность: Даниил Квят не интересен другим командам чемпионата мира. У россиянина нет сверхбогатых спонсоров, а потому уфимец может не «купить» себе место в одном из отстающих коллективов. Что касается команд, которые могли бы предложить Квяту зарплату, то места в них уже заняты. Самый привлекательный для Даниила вариант с трудоустройством в Renault ушел несколько дней назад: заводская команда предпочла Нико Хюлькенберга. Напарником немца должен стать молодой протеже французского концерна Эстебан Окон.
Сейчас Квят может рассчитывать только на Red Bull – и если верить Guiamotor, надежды Даниила могут оправдаться. Команде нужен пилот, который мог бы делать рутинную работу на симуляторе, а также приезжать на всевозможные рекламные мероприятия в качестве «свадебного генерала» – раздавать интервью, фотографироваться с болельщиками, подписывать автографы. Такой пилот должен быть образцом политкорректности (здесь Даниил безупречен), а при случае – быть готов бросить все дела и примчаться на Гран-при, чтобы заменить заболевшего либо травмированного основного гонщика.
Желательно, чтобы такой пилот обладал свежим опытом участия в Гран-при и выступал где-то еще – ради поддержания формы. Сейчас с этой работой справляется Себастьен Буэми, но со времени его последней гонки в Формуле-1 прошло пять лет – в то время, когда швейцарец участвовал в Гран-при, у болидов не было турбодвигателей, а шины были совсем другими. К тому же, Буэми успел плотно интегрироваться в команду Toyota, за которую он выступает в WEC – такое совмещение может не нравиться партнерам Red Bull, среди которых есть Renault, поставляющая команде моторы.
Сезон-2017 – идеальное время, чтобы сменить резервиста и найти Квяту место в другом чемпионате. Основной вариант – это DTM. Именно туда Red Bull отправил Феликса да Кошту, когда не смог обеспечить тому место в Формуле-1 – португалец был не слишком доволен, но согласился, так как других вариантов продолжения карьеры у него не было. По окончании 2016 г. Феликс да Кошта освободит свое место в DTM – со следующего сезона Антонио будет выступать только в Формуле-Е. В команде BMW освобождается вакансия, и Даниил Квят может оказаться тем человеком, который ее займет.
Такой сценарий выглядит тем более вероятным, что организаторы немецкой серии DTM активно продвигают чемпионат на российском рынке. С 2013 г. DTM приезжает на подмосковную трассу Moscow Raceway для проведения выездного этапа, а в 2014 г. в чемпионате выступал другой российский пилот Формулы-1 Виталий Петров. Карьера Петрова в DTM не сложилась и сейчас в чемпионате нет представителя России – большое упущение для серии, которая хочет проводить в России не один, а сразу два этапа за год.
Сможет ли Квят вернуться
Да, такой вариант возможен – и речь не только о теоретической замене основных пилотов в случае болезни. Действующие гонщики Red Bull Racing Дэниел Риккардо и Макс Ферстаппен высоко ценятся в паддоке: их исключительная скорость привлекает конкурирующие команды, которые способны переманить одного либо обоих сразу. В 2018 г. освобождается место в Ferrari и, возможно, в McLaren, в 2019 г. вакансия может открыться в Mercedes AMG. Очевидно, что все эти конюшни могут быть заинтересованы в Риккардо и Ферстаппене – а значит, Red Bull должен подстраховаться на случай потери пилота.Первой жертвой такой «страховки» уже стал Карлос Сайнс: компания заблокировала переход испанца в Renault, хотя в обмен на пилота автопроизводитель был готов поставлять команде моторы бесплатно. Если команда действительно не удержит кого-то из основного состава, Сайнса смогут перевести из Toro Rosso в Red Bull, а на место испанца вернуть Квята. Вероятность этого невелика, так как помимо Даниила на место в Формуле-1 претендуют и другие протеже Red Bull – однако в случае провальных выступлений «молодняка» в юниорских сериях, Квят способен получить еще один шанс. Правда, для этого Квяту придется побороть ту нестабильность, с которой он провел весь минувший сезон.
Фото: Global Look Press